Туристский поход – это путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
В порядке возрастания сложности самодеятельные туристские путешествия подразделяются на походы выходного дня, некатегорийные, степенные и путешествия по маршрутам I-VI категорий сложности. Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнями туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна выходить в количестве от 6 до 15 учащихся, а на маршруты III—IV категорий - от 6 до 12, При формировании туристской группы для путешествия по категорийному маршруту учитывается опыт участников. Так, в путешествии по маршруту I категории сложности члены туристской группы должны иметь опыт походов выходного дня или некатегорийного похода.
Для участия в походах по маршрутам II-V категорий сложности две трети состава туристской группы должны иметь опыт путешествий на одну категорию ниже по данному виду туризма, остальные же участники могут иметь опыт на две категории ниже. К путешествиям по маршруту I категории сложности допускаются участники не моложе 13 лет; II - 14 лет, III - 15 лет; IV - 16 лет.
Учащиеся, совершившие туристские походы и овладевшие туристскими навыками, награждаются значками «Юный турист России» и «Турист России», им присваиваются разряды по туризму.
Значком «Юный турист России» могут быть награждены школьники 12-14 лет, в течение года принявшие участие в четырех походах - двух однодневных и двух двухдневных, из которых один с ночлегом в полевых условиях (в палатках). Для получения значка необходима проверка элементарных знаний и навыков по ориентированию, топографии. Необходимо уметь ставить палатку, разжигать костер, выбрать место бивака, приготовить на костре пищу, оказать первую доврачебную помощь.
Следующей ступенью является значок «Турист России». Им награждаются учащиеся, совершившие туристские походы большей протяженности с несколькими ночлегами в полевых условиях. Для выполнения юношеских разрядов по туризму необходимо совершить степенные, а для выполнения взрослых разрядов – категорийные туристские походы.
Любой туристский поход – от похода выходного дня до спортивного похода пятой категории сложности – планируется, организуется и готовится. Подготовка и проведение туристских походов производится в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами
В этой Инструкции четко определены права и обязанности учреждения, проводящего поход, руководителя и членов группы, порядок подготовки, регистрации и проведения похода. Выполнение ее обязательно для всех групп учащихся независимо от того, какое учреждение является организатором туристского мероприятия. Инструкция дает полное представление о действиях руководителя группы от начала подготовки до завершения, подведения итогов похода. За нарушение Инструкции руководитель группы и его заместитель несут дисциплинарную ответственность, если эти нарушения не влекут за собой другой ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
По-существу, начинается поход задолго, до выхода группы на маршрут и завершается много времени спустя после окончания активной части похода, т. е. тогда, когда будут решены вопросы, связанные с подведением его итогов и оформлением всех документов. Эта многогранная и трудоемкая работа включает несколько последовательных этапов:
— определение задачи (цели похода);
— подбор группы участников;
— распределение обязанностей среди участников похода;
— определение района похода;
— сбор сведений о районе путешествия;
— разработка маршрута;
— составление календарного плана;
— составление сметы похода;
— подбор личного снаряжения;
— подбор группового снаряжения;
— организация питания;
— документация похода;
— сам поход;
— подведение итогов похода.
Цели похода бывают разные: оздоровительные (прогулки по реке, в лесу), пропагандистско-агитационные (пропаганда здорового образа жизни, самодеятельного туризма, туристской песни), экскурсионные (посещение музеев, выставок), военно-патриотические (походы по местам боевой и трудовой славы), учебные (обучение технике туризма), спортивные (повышение туристской квалификации), экологические (установка кормушек для птиц, очистка от мусора родников), тренировочные (подготовка к более сложным походам) и т. д. Главное, чтобы каждый участник знал, куда и зачем он идет. Это исключает ошибки в комплектовании группы. Ребята, объединенные единой целью, лучше выдерживают трудности экстремальных ситуаций (дождь, холод, комары, нехватка продуктов).
При комплектовании группы необходимо соблюдать определенные требования.
Нужно, чтобы все участники похода имели не только сходные навыки и знания, близкие интересы, но и примерно одинаковую физическую подготовку. Для этого за 2—3 месяца до похода следует организовать совместные тренировочные занятия, во время которых туристы совершенствуются физически и овладевают техническими навыками и приемами преодоления препятствий. Следует использовать в этих целях походы выходного дня, туристские слеты и соревнования.
Хорошо, если в группе поровну мальчиков и девочек. Рекомендуется ходить группами не более 12 человек. Такая группа легче управляется.
После того как состав группы определен, производится распределение обязанностей между всеми участниками похода. При подготовке и проведении похода каждый участник должен отвечать за конкретные дела. Обязанности распределяются с учетом подготовленности и склонностей ребят (приложение 2).
Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Дети в начале своей туристской жизни должны увидеть примечательности родного края, познакомиться с его историей, с его людьми.[3]
Пройдя начальную туристскую подготовку и готовясь к категорийным походам, выбрать район похода гораздо сложнее. Многое зависит от вида туризма: пеший, лыжный, горный, водный и т. п. Подготовка к походам за пределами своей области, края имеет больше трудностей с картматериалами, подъездом к месту начала маршрута.
Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо дети изучат район его проведения. При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др. Каждый ребенок, а не только проводник, должен знать особенности местности, климата, истории той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов о походах, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.
Выбирая маршрут похода, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Маршрут чертится на карте или делается выкопировка из нее в виде маршрутных лент. Указываются места предполагаемых остановок и ночевок, а также краеведческо-экскурсионные объекты.
Независимо от основной темы похода группа должна познакомиться с интересными местами района. Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т. п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.
На основе разработанного маршрута составляется календарный план в котором указывается, какого числа, на каком участке маршрута должна находиться группа (приложение 3). Копия календарного плана остается в школе у завуча по воспитательной работе или директора школы.
Проведение любого туристского мероприятия требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Как только будут определены исходные данные: район похода, количество участников в группе, можно приступать к ее расчету. Для этого потребуются некоторые сведения, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь определяется стоимость проезда к начальной точке маршрута и с конечной точки до дома, внутримаршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на маршруте. В процессе составления меню и расчета необходимого количества продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется необходимость в приобретении каких-либо предметов, хозяйственных мелочей или необходимости взять что-то в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы.
Исходя из продолжительности и сложности маршрута, состава участников похода и намеченных задач подготавливается общее и специальное снаряжение, ремонтная и медицинская аптечки. Личное и групповое снаряжение подбирается с учетом маршрута, времени года и числа участников похода (приложения 4 и 5). Полный список личного снаряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовить свое снаряжение.
Трудности в организации питания в походе с детьми заключаются в том, что они имеют строгие ограничения в переноске груза. В связи с этим надо проделать большую работу по организации питания еще до похода. Эта очень важная подготовительная работа, как правило, ложится на плечи руководителя похода, учителя. Исходя из веса каждого продукта рассчитывается его цена, а потом соответственно - общая цена.
Пища в пешеходных, лыжных походах, как правило, готовится на кострах. Умение обращаться с огнем, топором, пилой отрабатывается в походах выходного дня.
На проведение любого туристского мероприятия необходимо оформить документы. Прежде всего, руководитель и его заместитель назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие. Руководителями могут быть учителя, воспитатели, работники учреждений дополнительного образования, детских секторов профсоюзных клубов, Домов и Дворцов творчества, инструкторы и кружководы, занимающиеся с детьми в клубах и других учреждениях, а также учащиеся старших курсов педагогических училищ, студенты вузов, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Руководитель путешествия по маршруту I категории сложности должен иметь туристский опыт руководства походами выходного дня, а руководитель путешествия по маршрутам II-IV категорий сложности - опыт руководства путешествием на одну категорию ниже и опыт участия в путешествии той же категории сложности по данному виду туризма. Руководитель несет ответственность за подготовку группы к путешествию и безаварийное прохождение маршрута, за жизнь и здоровье участников. Он обязан следить за строгим соблюдением дисциплины участниками туристской группы, принимать все необходимые меры, обеспечивающие безопасность прохождения маршрута, строго придерживаться требований указанной Инструкции.
Помощниками руководителя при проведении походов от 1 до 3 дней могут быть учащиеся 9-11 классов, имеющие опыт участия в многодневном походе.
В приказе кроме этого определяется численный состав группы, сроки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руководителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполнение его плана, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. При совершении похода выходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.
При совершении категорийного маршрута (а также походов I-III степени сложности в межсезонье) руководитель группы представляет заявочные документы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК), полномочную рассматривать маршрут данной категории сложности. МКК - экспертный общественный орган, создается с целью оказания квалифицированной помощи руководителям туристских групп по подготовке походов. Члены МКК - опытные туристы - проверяют знание руководителем района похода, маршрута и его опасных участков, способов их преодоления, вариантов аварийного выхода в случае непредвиденных обстоятельств. Они оценивают соответствие заявленного снаряжения степени сложности маршрута. По итогам собеседования с руководителем группы члены МКК дают положительное заключение, высказывают рекомендации, направленные на более тщательную подготовку или высказываются за запрещение выхода группы на заявленный маршрут. Группе может быть назначен смотр готовности для того, чтобы на местности убедиться в достаточной подготовке всех членов группы к прохождению данного маршрута. Все это проводится с одной целью - максимально повысить безопасность проведения похода.
Заявочная книжка на совершение путешествия по маршрутам I—III категорий сложности представляется в МКК не менее чем за месяц до начала путешествия.
При положительном решении МКК выдает руководителю группы пронумерованный зарегистрированный бланк маршрутной книжки; вносит (в случае необходимости) в маршрутную и заявочную книжки особые указания группе; определяет и указывает в книжке соответствующую поисково-спасательную службу (ПСС), где группа должна зарегистрироваться перед выходом на маршрут. Далее маршрутная книжка подписывается директором образовательного учреждения или его заместителем, заверяется печатью и выдается руководителю группы. При проведении путешествий II—IV категорий сложности не позднее чем за 10 дней до выезда группы к месту начала маршрута руководитель сообщает поисково-спасательной службе, на территории которой будет проходить путешествие, маршрут, сроки проведения путешествия, контрольные пункты, количество участников группы.
Заявочные документы группы участников похода рассматриваются МКК при органах образования, а при отсутствии у них соответствующих полномочий — МКК федерации туризма (клубов туристов).
Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.
В туристских спортивных походах, особенно сложных, группе приходится преодолевать участки с повышенным уровнем опасности. Полностью исключить из туризма возможность несчастных случаев нельзя, как нельзя исключить вероятность стихийных бедствий, непредвиденных обстоятельств. Поэтому на всех стадиях подготовки и проверки группы необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы несчастные случаи свести к нулю.
Но даже самые активные мероприятия по профилактике аварийности все же не могут быть гарантией полной безопасности. В тот момент, когда группа лицом к лицу столкнется с неожиданной опасностью, ей самостоятельно придется быстро и безошибочно оценивать ситуацию, принимать единственно правильное решение. А чтобы такие неожиданные опасности в походе не возникали, нужно не только правильно планировать маршрут, но и разумно его проходить.
В первые дни похода нельзя делать длинные переходы и преодолевать сложные участки, требующие большого физического напряжения (например, перевалы в гоpax, пороги на реках). Не следует оставлять их и на конец маршрута, когда появляются признаки усталости, снижаются внимание и реакция.
На высоте очень часто возникают и молниеносно прогрессируют простудные заболевания, появляется горная болезнь (головная боль, сонливость, апатия, заторможенность). Всему этому должна быть противопоставлена высотная акклиматизация. Она включает в себя как высотный опыт, приобретенный в предыдущих походах, так и определенную последовательность высот на данном маршруте, исключающую неподготовленный выход на максимальные высоты.
Сложные участки маршрута, особенно те, которые недостаточно хорошо просматриваются с подходов или имеют несколько вариантов пути, нужно обязательно проходить с предварительной разведкой. Часть группы без груза с необходимым снаряжением должна выйти для детального осмотра, а иногда и для обработки пути. В лыжных и горных походах наиболее опасными являются участки склонов в районе перевалов, где возможны сходы лавин.
Необходимо помнить, что склон менее лавиноопасен рано утром и в первой половине дня, когда снежные массы схвачены морозом. Подъем и спуск по крутым снежным склонам лучше проводить по линии падения воды, надо избегать подрезания склона поперечными следами. Лагерь перед прохождением перевала желательно разбивать как можно выше. На перевал поднимаются к 8—9 часам утра, чтобы было достаточно времени для спуска. Опасность спуска во второй половине дня возрастает из-за усталости группы, вероятного ухудшения погоды и состояния склонов. Еще при разработке маршрута рекомендуется выбирать для подъема более трудную сторону перевала, а для спуска более легкую. При сравнительно нетрудном подъеме, раннем выходе и спуске по склонам северной экспозиции можно проходить перевал со спуском в тот же день. При позднем выходе, длинном и трудном подъеме и спуске по южным и западным склонам целесообразно заночевать на перевале. Для сокращения времени перехода через сложный перевал необходимо выделить наиболее опытных и сильных участников для обработки пути (навешивание перил, рубка ступеней и т. п.) до подхода всей группы или сделать это накануне во время разведки. По покрытым снегом ледникам лучше передвигаться рано утром или даже ночью. Днем двигаться по ним чрезвычайно затруднительно: снег проминается, снежные мосты над трещинами становятся ненадежным.
При сплаве по рекам обеспечение безопасности прохождения препятствий обязательно должно начинаться с разведки. При этом необходимо просмотреть не только весь сложный участок, но и разведать все, что находится ниже предполагаемой зоны причаливания. В процессе разведки определяются места и способы страховки, действия экипажей судов и страхующих в аварийной ситуации.
Одна из наиболее распространенных причин несчастных случаев в походах — пренебрежение страховкой. Группа обязана надежно ее организовать во всех случаях, когда возможность самостраховки, самозадержания, например, при срыве, вызывает сомнение.
В водных походах, даже если известно, что другие группы проходили данный порог и детально разведали его, группа обязана на всех опасных местах обеспечить страховку тем или иным способом. Наиболее предпочтительны активные способы (другим судном). В отличие от пассивных (бросательные концы веревок, «кораблик» и принудительное причаливание) они позволяют забрать терпящего бедствие человека, который уже не может действовать в воде самостоятельно. Если по каким-то причинам группа не может организовать страховку, то она обязана отказаться от прохождения порога.
Переправы через реки лучше всего организовывать рано утром при малой воде и желательно там, где они разветвляются на несколько рукавов, текут более спокойно, что облегчает выбор безопасного брода. Организация навесной переправы, особенно в горах, вряд ли целесообразна. Эта трудоемкая операция займет то время, которого хватит на подход к верховьям ущелья, с тем, чтобы перейти на другой берег по морене или леднику.
Привалы и ночлеги следует устраивать в местах безопасных, по возможности защищенных от ветра. Иногда приходится жертвовать комфортом и разбивать лагерь в месте неудобном, но зато защищенном от возможных лавин, камнепадов, затопления водой. Четкая организация бивачных работ и добросовестное выполнение каждым участником своих обязанностей позволяют высвободить больше времени для отдыха, восстановления сил.
Логичное завершение похода — отчет о нем. Он нужен в первую очередь для того, чтобы подвести итоги, подтвердить прохождение группой заявленного маршрута. На основании отчета (письменного или устного) определяется правильность действий и решений группы во время похода, решается вопрос о зачете похода и выдаче справок о нем. Эти справки о туристском опыте нужны для допуска к участию в более сложном походе и при оформлении спортивного разряда или звания. А главное, для чего делается отчет, — это обязанность дать максимум информации для других туристских групп, которые захотят пойти по тому же или сходному с ним маршруту.
Отчет не должен быть слишком объемным. Текст может составлять 20— 30 страниц, рекомендуемое количество фотографий — 15—20 штук. Ряд рекомендуемых разделов, если в них нет надобности, могут в отчете отсутствовать. Не нужно загромождать отчет малозначительными подробностями, бытовыми деталями. Требуется сжатое техническое описание маршрута похода, в основном наиболее сложных участков. При этом сначала следует рассказать, как проходила эти участки сама группа, какие меры безопасности, способы страховки применялись, и уж потом давать рекомендации на будущее.
Отчет о походе предъявляется маршрутно-квалификационной комиссии, которая рассматривала заявочные документы на совершение похода, давала по ним заключение и оформляла маршрутную книжку.
Получив в МКК справку о зачете похода, можно оформить очередной спортивный разряд по туризму.
В спортивных походах, особенно высших категорий сложности, туристы соревнуются не между собой, побеждают не себе подобных, а естественные препятствия, проявляя при этом высокую физическую и техническую подготовку, тактическую зрелость. Всероссийские, областные и другие чемпионаты выявляют не какие-то особые спортивные достижения, а лучшие походы года, где на первом плане – грамотно построенный и отлично выполненный маршрут путешествия.