Современная общеобразовательная школа совместно с дополнительным образованием, ведёт интенсивную работу по совершенствованию общеобразовательной трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Комплексный подход в постановке всей воспитательной работы, вооружение учащихся умениями самостоятельно пополнять свои знания, выработка активной жизненной позиции у школьника — гражданина своей Родины — вот основные задачи, поставленные обществом перед образовательной системой.
Одним из педагогически активных средств решения указанных задач является краеведческая работа. Краеведение в школе и в дополнительном образовании — это всестороннее изучение учащимися, под руководством педагога, природных, социально-экономических и исторических условий родного края (микрорайона школы или организации дополнительного образования, села, района, города, области, края). Оно рассматривается как одно из важнейших педагогических средств связи обучения и воспитания с жизнью, трудом и социальной позицией. Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе – это значимая и неотъемлемая часть самого похода. Этим и обусловлена актуальность данных методических рекомендаций.
Чтобы воспитание во время туристского похода стало полноценной социально-педагогической деятельностью, педагогам необходимо расставить чёткие акценты. Поэтому, предложенные методические рекомендации состоят из двух частей: теоретической и практической. Наряду с вариантами и методиками проведения краеведческих исследований в туристских походах в данной работе отражены и те педагогические основы, на которые следует опираться при организации краеведческой работы в походе. Здесь раскрыты основные компонентывоспитательно-образовательной системы туристско-краеведческого похода;критерии эффективности функционирования этой системы, содержание предварительной подготовки к проведениюкраеведческой работы в походе.